Взаимодействие с родителями

Работа с семьями «группы риска»

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является психолого-педагогическое сопровождение семей «группы риска». Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и сохранения психологического здоровья детей.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

*  социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

* медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами);

*   социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями, семьи - мигранты);

*   социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

*   психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;

*   криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная.

 

Механизм выявления неблагополучных семей.

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

  • утомленный, сонныйвид;
  • санитарно-гигиеническую запущенность;
  • склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
  • неумеренныйаппетит;
  • задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
  • привлечение внимания любым способом;
  • чрезмерная потребность в ласке;
  • проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
  • проблемы во взаимоотношениях сосверстниками;
  • трудности в обучении.

Признаки физического насилия в семье проявляются:

  • в боязливости ребенка;
    • в выраженном страхе взрослых;
    • в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;
    • в боязни идти домой;
    • в жестоком обращении с животными;
    • в стремлении скрыть причину травм.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Признаки неблагополучия в семье

  1. Ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
  2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.
    1. Ребенок приходит из дома со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.
  3. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
  4. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
  5. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
  6. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
    1. Характерв заимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.

При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут докладную на имя заведующей с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.

 

Алгоритм работы снеблагополучной семьѐй

 

1   этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем,

изучениеобращенийсемейзапомощью,изучениежалобдругих родителей.

2   этап:знакомствосчленамисемьииеѐокружением,беседасдетьми, оценка условий их жизни.

3     этап:совместныепедагогическиеконсилиумы поопределению путейсовместных действий.

4     этап:изучениепричиннеблагополучия семьи,еѐ особенностей,еѐцелей,ценностныхориентации.

5   этап:изучениеличностныхособенностейчленовсемьи.

6     этап:составлениекартысемьи.

7   этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольныеучреждения,Центрсоциальнойреабилитациидетейи подростков,Центрзащитысемьи,приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)

8   этап:составлениепрограммыработыснеблагополучнойсемьѐй.

9   этап:выводыорезультатахработыснеблагополучнойсемьѐй.

Педагогнедолженбратьнасебяфункциивоспитания,заботыо детях,подменяяродителей,таккакэтопорождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи.

Социально-педагогическаяработас различнымитипами семей

  1. Семьи,вкоторыхнаходятсяопекаемыедети:
  • выявлениедетей-сирот,оставшихсябезпопечения родителей, создание банка данных;
  • участиевобследованииусловийжизниивоспитаниядетей;
  • контрользаздоровьемиоздоровлениемдетей;
  • поддержкасемьиопекунов(педагогическая,просветительскаяидр.);
  • работасвоспитателямипоустановлениюиндивидуальногоподходакопекаемымдетям;
  • защитаинтересов опекаемых;
  • законодательноепросвещение;
  • практическиемероприятиядлясемьи.
  1. 2.Многодетныесемьи:
  • содействиеродителямвповышениикачествавыполненияими воспитательных функций;
  • организацияблаготворительнойпомощи;
  • рекомендациипоорганизациисемейногодосуга;
  • профориентационнаяработа;
  • законодательноепросвещение;
  • совместныемероприятиядля детей.
  1. 3. Неполныесемьи:
  • оказание необходимой помощи в получении пособий;
  • психолого-педагогическое консультирование;
  • профилактика асоциально-аморального поведения;
    • организационно-практическоесодействие родителям в выполненииих воспитательных функций;
  • законодательное просвещение.

Проблемные семьи:

  • изучение динамики развития проблемы семьи;
  • общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;
  • законодательное просвещение.

Система задач по психолого-педагогическом сопровождению семей «группы риска»

Этапы

Организационно-

управленческий

Информационно- просветительский Содержательный
Диагностический

Подбор

диагностических методик и

диагностических карт семей.

Выбори

апробация образцов технологий работыссемьей

1.Проведениелокальныхсоциологическихисследованийв рамках ДОУ с целью выявления                                уровня педагогической

компетентности   ипсихолого-педагогическихпотребностей. 2.Диагностика с применением методовизучения семьи, что

даетполучитьинформациюотродителейи ребенка.

3.Обработкаполученныхданных оструктуресемей воспитанников ДОУ.

Прогностический
  1. Просвещениесемейповопросамразвитияи воспитания детей.
  2. Повышение педагогической компетентности в вопросах психофизического развития, нравственного становления и воспитания детей, помощь в решении конкретных проблем.
Практический
  1. Организацияцикла просветительскихмероприятий.
  2. Выпускинформационных стендов.
    1. Распространение опыта семейного воспитания.
      1. Проведениесовместно с педагогами групп семейных праздниковвДОУсобеспечениемвозможностисовместного участия родителей и детей.
  3. Проведение конкурсов,фестивалей,выставок,акцийдобрых дел и других форм взаимодействия с семьей.
 
Обобщающий

Осуществлениекорректировки

существующихпрограммно- методических мероприятий. Осуществление циклапросветительских мероприятий

Составлениерекомендацийпоулучшениюработыпо

психолого-педагогическомусопровождениюсемей«группы риска».

Итоговый

Оценкаэффективности

психолого-педагогического сопровождения семей«группыриска».

 

 

План работы с семьями «группы риска»

Работас

детьми

Работас

педагогами

Работасродителями

Диагностикапо запросам

педагогови родителей

Использование традиционных и нетрадиционных методовкоррекции психологического здоровья детей Профилактическая работа по

сохранению

психологического здоровья детей.

Беседы с целью выявлениядетей

«группы риска» Рекомендациипо работе с детьми

«группыриска».

Создание

педагогической

«копилки»с играми и

упражнениями,

направленнымина сохранение

психологического здоровья детей.

Беседыс

воспитателямипо итогам

коррекционной работы (индивидуальные

консультации)

Беседыпозапросу:

Рекомендацииповоспитаниюиобщениюсдетьми«группыриска». Анкетирование родителей на выявление детей «группы риска» Создание игротекидляработы с детьми «группыриска»(вдомашнихусловиях).Рекомендациипосохранению психологическогоздоровьядетейвдомашних условиях(памятка для родителей).

Беседысродителями(индивидуальныеконсультации)поитогам коррекционной работы.

Анкетированиепоитогам работы(Изменениявповедениивашего ребенка).

 

Права и обязанности родителей

Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание, и развитие ребенка.

Согласно Семейному кодексу РФ, это называется родительскими правами. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних  детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Родители имеют право:

  • Защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий;
  • На обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;
  • На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования)формобразования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или вне государственных учебных заведений;
  • На прием детей для обучения в образовательныеучреждения, расположенные по месту жительства;
  • На ознакомлении с ходом и содержанием образовательного процесса,а также с оценками успеваемости своих детей;
  • На перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения аттестации;
  • Обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими убеждениями;
  • На заботу и содержанию состороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав.
  • Проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений (ограничения возможны только в случае наличия угрозы жизни или здоровью ребенка).

 

Родители обязаны:

  • Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое,унижающеечеловеческоедостоинствообращение, оскорбление или их эксплуатацию;
  • Обеспечитьдетямдо15летполучениеосновногообщегообразования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по

статусуобразовательном учреждении;

  • Выполнять устав общеобразовательного учреждения;
  • Недопускать неправильного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг

профессиональныхобязанностейучителя;

  • Обеспечиватьвпределахсвоихспособностейусловияжизни, необходимые для нормального развития ребенка;
  • Содержатьсвоихнесовершеннолетнихдетей(порядокиформы предоставления содержания детям определяются родителями

самостоятельно,вслучае,еслиродителинепредоставляют содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке).

  • За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей,атакжеза совершениеправонарушенийвотношении своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность.