Страничка психолога

Если ребенок дразнится и ругается

   Эта проблема представляет определённую сложность, потому что, с одной стороны, взрослые не хотят «спускать» использование бранных слов, а с другой стороны, знают, что если на это обращать слишком много внимания, то дети будут ругаться ещё больше.
   Не стоит считать, что всё плохое дети получают в детском саду. В реальности все без исключения дети уже когда-то и где-то слышали эти слова раньше, просто сейчас они вошли в тот возраст, когда им интересно испытать их эффект на своём опыте. Как правило, есть два типичных периода, когда дети ругаются: от 2,5 до 3,5 лет и от 4 до 5 лет.
Как предотвратить проблемы?
*  Поговорите с ребёнком о значении слов, которые люди обычно используют для того, чтобы выразить свои отрицательные эмоции.


Например: мне не нравится, я рассердился, мне неприятно, я злюсь, мне больно и т.д.
*  Когда ребёнок выражает свои чувства приемлемыми словами, похвалите его: «Это просто замечательно, что ты по-человечески объяснил нам, что ты чувствуешь».

Как справиться с проблемой, если она уже есть?


*  Сначала нужно разобраться, почему ребёнок говорит бранные слова. Это может быть желание привлечь к себе внимание взрослого или других детей. Это может быть одним из способов обрести некоторую власть над другими, выводя взрослых из терпения, обижая детей. Это может быть автоматическая реакция на обиду или злость – ребёнок видит, что родители поступают именно так.
*  Если ребёнок ищет внимания и власти – полностью проигнорируйте его слова. Если другие люди, дети пожалуются вам на это, скажите: «Я слышала и не обратила на это внимания. Вы можете сделать так же.» Не проявляйте никакого волнения или гнев, так как ребёнок именно этого добивается. Несколько минут спустя спокойно поговорите с ребёнком о недопустимости использования этих слов.
*  Если ребёнок произносит бранные слова автоматически или в подражание взрослым, вмешайтесь мгновенно, но очень спокойно. Скажите ему, что эти слова могут обидеть других.

Злость и жестокость

   Видеть в детях злость и жестокость всегда очень тревожно и неприятно. Мы задумываемся, не вырастут ли из них такие взрослые, которые идут на преступления, не обращая внимания на боль и страдание других людей. Дети, которые часто проявляют злость и жестокость могут делать это из-за того, что чувствуют себя незащищёнными, нелюбимыми. Или слишком часто видят образцы такого поведения вокруг себя.

 

Как предотвратить проблемы?

*  Проявлять к ребёнку эмпатию, дать понять, что он хороший, достойный любви человек, но некоторые его поступки вы не одобряете.
*  признайте гнев, ярость ребёнка приемлемыми чувствами, но покажите другие способы их выражения: «Я знаю, что ты был зол. Это нормальное человеческое чувство. Если тебе не нравится то, что делает…, ты скажи об этом словами или выбери для игры кого-нибудь другого». «Я понимаю, что ты не любишь пауков. Я тоже их не люблю и даже боюсь, но убивать их нельзя, лучше отойти в сторону, пусть скорее убегут к своим деткам».

Как справиться с проблемой, если она уже есть?

*  Вмешивайтесь каждый раз, когда видите проявления жестокости, и заставьте ребёнка в полной мере осознать, к каким результатам привело его поведение. «Когда ты выгнал Андрея из игры, он очень обиделся, ему было больно от несправедливости».
*  Поймите, что ребёнок, который проявляет жестокость, пытается «поднять» себя за счёт того, что обижает других. Помогите этому ребёнку увидеть в себе хорошее, никак не зависящее от сравнения с другими: «Каждый человек очень важен. Вот ты так умеешь рисовать и так любишь делать это, что все дети с удовольствием просят тебя помочь».
*  Не скупитесь на ласку, когда ребёнок проявит хорошие чувства по отношению к другим.
*  Помогите другим детям, по отношению к которым проявляется жестокость и насилие, постоять за себя: «Я буду играть с тем, с кем хочу», «Никто не имеет права делать мне больно».
ЕСЛИ РЕБЁНОК СЛИШКОМ МНОГО КАПРИЗНИЧАЕТ И ПЛАЧЕТ

   Такое поведение, безусловно, беспокоит, а иногда и раздражает взрослых или приводит к тому, что ребёнка начинают дразнить сверстники.
   Чтобы изменить ситуацию, нужно понять причины такого поведения ребёнка.

Как предотвратить проблемы?

*  Убедитесь в том, что ребёнок здоров, в том, что никто не пугает, не обижает его исподтишка.
*  Предлагайте ребёнку побольше увлекательных, активных, практических занятий. Дайте ему достаточно свободы, чтобы он мог решать и действовать так, как считает нужным.
*  Снимите чувство незащищённости и неуверенности тем, что из разных концов комнаты говорите с ним: «Я вижу, как ты рисуешь», «Ты решила прибрать в кукольной комнате».
*  Старайтесь максимально удовлетворять потребности ребёнка: у него должно быть удобное место для отдыха и игр, должны быть в свободном пользовании игрушки. Если ребёнок испытывает потребность постоянно грызть что-нибудь, поставьте на видном месте мисочку с кусочками моркови, капусты, свёклы, репы.
*  Не ограничивайте рисование, просите объяснить рисунки.

Как справиться с проблемой, если она уже есть?

*  Если капризничает ребёнок трёх лет и старше, не реагируйте на его слёзы, но скажите: «Скажи мне, в чём дело и я буду знать, как помочь тебе».
*  Когда ребёнок успокоен, скажите ему: «Как приятно видеть (играть, разговаривать с тобой),  когда ты не плачешь».
*  Если ребёнок начинает говорить капризным тоном, прервите его и скажите: «Говори нормально, чтобы я могла понять в чём дело».
*  Скажите ребёнку, что он может поплакать, сколько хочется, но только в таком месте, где никому не будет мешать.
*  Понаблюдайте за ребёнком, убедитесь, что его поведение не связано с определённым временем дня или определёнными людьми. Например, ребёнок может плакать перед обедом, сном. В таком случае проявите гибкость и измените время еды и сна.